Помните поэму "Фауст", написанная известным немецким писателем И.В. Гёте? Так вот, в этом произведении есть один примечательный момент: Мефистофель (Дьявол) явился доктору Иоганну Фаусту в облике черного пуделя. Сразу же возникает вполне логичный вопрос - почему именно в облике собаки, а не к примеру, в образе змея, медведя или слона? Есть множество предположений почему Гёте употребил именно образ собаки. Одно из них, наиболее известное, связано с древней мифологией.


В мифах разных народов собака являлась посредницей между настоящим и потустороннем (трансцендентном) миром. Также собака отождествлялась с темными силами, с преисподней и т.п. В различных областях Европы встречаются множество преданий о черных демонических собаках. В эпоху Ренессанса собаку связывали с черной магией; появилось мнение, что дьявол являет себя в образе собаки. Скорее всего на Гёте повлияла эта идея.
Касательно же Библейского представления о "милых четвероногих питомцах" складывается неприятное впечатление. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки лишь в двух случаях она имеет положительный смысл. А дело вот в чем - евреи ненавидели египтян за их жестокое рабское отношение к ним, они же в свою очередь разводили, почитали собак и часто использовали их в бою. Вероятно эта ненависть евреев к египтянам перенеслась и на животных. Важно упомянуть, что по закону Моисея собака считалась нечистым животным. Однако, это не потому, что он считал свойственность нечистоты собакам по природе, а по причине того, чтобы предостеречь еврейский народ от их культивирования и обожествления.
В Новом Завете все обстоит по-другому. Четвероногих сторожей стали держать в домах, часто использовать для присмотра стада и конечно же одомашнивать. Но представления о них, как о нечистых животных осталось не только среди евреев (особенно в иудаизме), но и в христианстве (в частных случаях) и мусульманстве.
В наше время собака пользуется большой популярностью, т.к. она не только полезное животное, но и преданное, милое, прекрасное существо. Понимание того, что собака имеет какую-то связь с темными силами давно ушло в прошлое и осталось только в древней мифологии и в средневековой истории. Однако в моей жизни случился интересный мистический фрагмент, связанный с черной собакой.
Однажды прохладным осенним вечером я стоял на детской площадке и смотрел на небо, произнося про себя молитву Богородице. Светил только один уличный фонарь, свет которого был тусклый, освящая только часть площадки. Было тихо и безлюдно. Вдруг из-за угла футбольной коробки (мини-стадиона) показался образ женщины с держащим в руке поводком, на котором была породистая черная собака (вероятно французская овчарка). Я стоял рядом с детской горкой и наблюдал за ними, также молясь Богородице. Приблизившись ко мне, женщина со своим питомцем хотела пройти мимо, но тут случилось неожиданное... Собака, испугавшись меня, заскулила, и стала вырывать поводок из руки хозяйки. Женщина грозно посмотрела на меня и сердитым голосом спросила: "Зачем вы испугали мою собаку?". Я говорю ей: "я не пугал вашу собаку, и не намеревался этого делать". Женщина, с сожалением посмотрев на своего питомца, спросила его: "Чего ты испугалась?". Я же про себя размышлял: "если собака французской породы, то разумней спрашивать ее на французском, а не на русском языке. Пока я думал на каком языке сможет ответить собака, женщина со своим четвероногим другом скрылась за домом, так и не поняв резкую перемену поведения своего питомца. Но удивительно то, что я так же не понял ее неожиданный страх.
Причин можно перечислить много. Конечно же это вполне может быть связано с психологией собаки. Тем не менее было очевидно, что она испугалась именно меня, поэтому неудивительно, что ее законная хозяйка обратилась именно ко мне с вопросом, считая меня виновником этого события.
Я не кинолог и не претендую на эксперта в области поведения собак. Кроме того, при всем моем христианском мировоззрении, я не считаю собаку нечистым животным, и уж тем более объектом для сборища мистических чудищ. Однако мой религиозный опыт подсказывает мне, что единственное логическое объяснение возникновения неожиданного страха у собаки может быть связано с моей молитвой. Вероятнее всего, собака испугалась не меня, а влияние этой молитвы. А как мы знаем, животные могут чувствовать то, чего не может почувствовать человек, и собака этой хозяйки не является исключением.
Таким образом, связывая мою историю с идеей Гёте, следовало бы сказать следующее:
Во-первых, в православном богословском представлении дьявол может явить себя в облике собаки, да и в любом другом образе и предмете, а собака не может перевоплотиться в дьявола, т.к. она не только является частью живых существ в природе, но и как все живое на земле сотворена Богом.
Во-вторых, "черный пудель", как воплощенное лицо Мефистофеля - это аллегория Гёте, не несущая никаких целенаправленных отрицательных мыслей против этой породы собак. Это лишь устоявшийся символ дьявольского воплощения во времена Гёте, берущий свое начало из древней мифологии. Вместе с этим, можно вспомнить роман М.А. Булгакова "Мастер и Мргарита", где автор, следуя гетевскому произведению, изобразил голову пуделя на трости Воланда и на кулоне у Маргариты в сцене бала.
И наконец, в-третьих, как мы знаем, пудель из всех собачьих пород наименее агрессивная. Также она очень дружелюбна, общительна, мила и напрямую зависит от человека. Это сообразно христианскому пониманию о дьяволе, которое состоит в том, что дьявол всячески пытается "сдружиться" с человеком, чтобы подчинить его себе, завоевать его бесценную душу славой, деньгами, властью и др. Обладая этим христианским знанием о дьяволе, Гёте увидел его характерные сходства с пуделем. А черный цвет этой собаки - это лишь художественный прием Гёте, добавляющий некий мистический оттенок в этой сюжетной сцене.

Комментарии

  1. Вот чего , точнее кого Египтяне обожествляли, так это кошки.

    ОтветитьУдалить
  2. Очевидно, что собака испугалась не молитву, а мужчину в темноте, тем более, что проходили они рядом. Животные более чувствительны к опасности, ибо ими в большей степени движут инстинкты. А вот Ваша религиозная позиция никакой роли для них явно не играет, уж извините.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий